Брат Г.А. Раевского. С 1922 в эмиграции (Берлин, Париж). Редактор журнала «Числа». Поэтические сборники «Град» (1921), «В дыму» (1926), «Встреча» (1928), «Жизнь и смерть» (тт.1-2, издан в 1961), «Дневник в стихах» (1950). Проза, в т. ч. роман о парижской эмиграции «Беатриче в аду» (1939). Пьеса на библейский сюжет «Три царя» (1958). Статьи о русской литературе, в т. ч. о Н. С. Гумилеве, С. А. Есенине, А. Белом, в сборниках «Современники» и «Литературные очерки» (оба 1961).
Николай Оцуп был одним из основателей «Нового цеха поэтов» (1920, вместе с Н. Гумилевым, М. Лозинским, Г. Ивановым). Учившийся в Петербургском университете, а затем в Сорбонне у самого Анри Бергсона, молодой поэт решил, что заниматься поэзией — «единственным священным делом на земле» — он сможет и при диктатуре пролетариата. Расстрел Гумилева сделал эмиграцию необходимостью. В 1922 году Оцуп уехал в Берлин.
Записки А. Бахраха сохранили нам портрет Оцупа той поры: «В этот ранний период эмигрантской жизни он был человеком весьма компанейским и жизнерадостным. С явным налетом элегантности, внешней и внутренней; был он всегда очень аккуратен и чистенько выбрит, какой-то лощеный, может быть, преувеличенно вежливый и своей корректностью выделяющийся в литературной, склонной к богемности среде» (Цит. по: Мосты. 1962. N 9. С. 205v206).
Переехав в Париж, Оцуп начал издавать литературный журнал «Числа». С 1930 по 1934 год вышло всего 10 номеров, но многие молодые авторы-эмигранты впервые смогли опубликоваться именно в этом журнале. З.Гиппиус упрекала Оцупа в том, что журнал игнорирует политические проблемы современности, однако для Оцупа это было принципиальным решением. Он создал именно литературный журнал, а требования литературной сиюминутности отметал, называя их «большевизмом наизнанку».
Его литературное кредо основывалось на персонализме. Знамя персонализма Оцуп подхватил из рук Бердяева, однако вкладывал в этот термин иное, эстетическое значение. Для него персонализм основывался не только на идеях, но и на стилевой индивидуальности автора, его художнических поисках. Как акмеизм пришел в свое время на смену символизму, так и персонализм должен сменить акмеизм.
При этом недосягаемым художественным образцом для него было творчество Пушкина.
Когда началась Вторая мировая война, Оцуп записался добровольцем во французскую армию. Однако во время отпуска был арестован в Италии, затем бежал из тюрьмы, был схвачен вновь, попал в концлагерь, но и оттуда он бежал, уведя за собой 28 пленных. За боевые заслуги Оцуп, участник итальянского Сопротивления, получил английские и американские боевые награды.
После войны Оцуп получил докторскую степень за исследования в области поэзии Н.Гумилева. До конца своих дней Оцуп работал профессором парижской Эколь Нормаль.
Эмигрантский критик Н.И. Ульянов, считавший Оцупа одним из самых интересных мыслителей русской эмиграции, писал о нем: «Смелость высказываний делает Н.А. Оцупа одним из борцов с призраками прошлого, заступающими нам путь. Если усилия эмиграции не окажутся напрасными, если им суждено когда-нибудь сделаться вкладом в дело национального возрождения, то Оцуп не будет забыт русской литературой. Он не должен быть забыт и по причине своей страстной любви к России».(Ульянов Н.И. Николай Оцуп // Новый журнал. 1961. N 66. С. 292).
Список литерату

Join Us On Telegram @rubyskynews

Apply any time of year for Internships/ Scholarships