Ко времени Берлинской конференции назрел довольно острый англо-германский конфликт. Ещё во время франко-прусской войны  германские капиталисты, особенно крупные торговые и судоходные фирмы  Гамбурга и Бремена, требовали от Бисмарка приобретения колоний. В период  70 и 80-х годов эти требования становились всё более настойчивыми. Их  поддерживали такие столпы нарождавшейся в Германии финансовой  олигархии, как директор гигантского банка «Дисконто-Гезельшафт»  Ганземан и отчасти Блейхредер. Но Бисмарк долгое время относился к  вопросу о колониях сдержанно и даже холодно. Известно  его выражение, что если бы молодая Германская империя завела себе  колонии, то она уподобилась бы польским шляхетским семьям, у которых  имеется соболья шуба, но зато нет ночной рубашки. Вместе с тем Бисмарк  развивал и ту мысль, что центральное положение Германии в Европе,  создавая ей по крайней мере два угрожаемых фронта, не позволяет  рисковать конфликтом с Англией из-за колоний.
Тем  не менее в конце концов Бисмарку пришлось уступить. Не только нажим со  стороны буржуазии побудил его вступить на стезю колониальной политики.  На него повлияло и то обстоятельство, что международное положение  представлялось в это время исключительно благоприятным для Германии.  Захваты Туниса Францией, Египта Англией, Туркмении Россией крайне  обострили франко-итальянские, англо-французские и русско-английские  отношения; взаимные распри остальных держав обеспечивали положение  Германии в Европе.
В  1883 г. бременский купец Людериц основал поселение в Юго-Западной  Африке, в районе Ангра-Пекена, и обратился к Бисмарку с просьбой о  протекторате. Бисмарк запросил английское министерство иностранных дел,  имеет ли Англия притязания на эту местность. В ответ он получил  публично подтверждённое заявление, что всякое покушение на эти  пустынные берега Англия сочтёт нарушением своих законных прав. Бисмарк  ответил вопросом: на чём основывает Англия свои права? Лорд Гренвиль  замешкался с ответом. Он запросил статс-секретаря колониального  ведомства лорда Дерби. А лорд Дерби запросил правительство Капской  колонии — главное заинтересованное лицо с английской стороны. Капштадт  также ответил не сразу.
Подождав  некоторое время и не получив ответа, Бисмарк решил поставить англичан  перед совершившимся фактом. 24 апреля 1884 г. он провозгласил  протекторат Германии над Ангра-Пекепа и прилегающим побережьем. Так возникла первая германская колония — Германская Юго-Западная Африка.
5  мая Бисмарк поручил своему послу сообщить лорду Грен-вилю, что для  Англии удобнее всего было бы признать совершившийся факт. Колоний у  Англии, дескать, много, и небольшие германские владения не могут ей  нанести ущерб. В Лондоне думали иначе. Однако в конце концов, после  длительной и острой дискуссии, англичане примирились с происшедшим  событием. Вслед за тем в течение 1884 — 1885 гг. германский флаг был  поднят в Камеруне, в Того, в Германской Восточной Африке ив  северо-восточной части Новой Гвинеи.
В  ответ на водворение немцев в Юго-Западной Африке англичане поспешили  овладеть Бечуанлендом. Это было сделано по политическим соображениям:  нужно было предотвратить возможность установления территориальной связи  между немцами из их новых владений и бурами. Приобретение Бечуанленда  исключало подобную возможность; вместе с тем оно открывало англичанам  пути для дальнейшей экспансии на север, в экономически весьма  заманчивые, богатые области Матабеле, Машона и прочие.
Экспансия  проводилась здесь не столько английским правительством, сколько  подвизавшимися в Южной Африке британскими капиталистами во главе с  Сесилем Родсом. Роде выступал при этом и в роли «дипломата», заключая  «трактаты» с местными негритянскими царьками. Так, например, в 1888 г.  Роде подписал с властителем Машона и Матабеле Ло-Бенгулой документ,  являющийся одним из любопытнейших памятников колониальной дипломатии.  Сначала Роде обрабатывал Ло-Бенгулу через миссионеров. В результате этой  обработки Ло-Бенгула подписал договор о передаче своего царства под  протекторат Родса и его компаньонов, предоставив им также монопольное  право на эксплоатацию недр своих владений. За это он получил тысячу  ружей с патронами, 100 фунтов стерлингов и… старый речной пароход.
В  1889 г. была учреждена возглавляемая Родсом Южноафриканская  привилегированная компания, которой британское правительство передало в  эксплоатацию и в управление вновь приобретённые области. В честь Родса  эти земли были названы Родезией.
Подобными же методами действовали европейские колонизаторы всех наций и в других частях Африки.
 
                        
