Векселя Тверьуниверсалбанка
“Нет повести печальнее на свете…”, сказал Шекспир, и был как нельзя более прав – можно подумать, что он уже знал ту грустную историю, которая началась 94-ом, и так бесславно закончилась в 96-ом – историю векселей ТверьУниверсалБанка.
В начале 1994 г. в соответствии с принятой стратегией разрешения кризиса неплатежей ТверьУниверсалБанком совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были проведены исследования и анализ экономического состояния российской промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения предприятий.
Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ; сама программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются достаточно надежными и однородными, надлежащим образом финансово оформленные, обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым одновременно хозяйство получает выигрыш по всем трем основным характеристикам долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в соответствующие обязательства).
При этом появляется возможность дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь сомнительные обязательства клиента..
Таким образом становилось возможным:
– преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности.
– предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ.
– банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота.
С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, т.к. расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.
Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.
Кредитование могло осуществляться:
а) Срочными векселями.
Для кредита срочными векселями ТУБ, дата погашения которых совпадало со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался.
- b) Векселями с оплатой по предъявлении.
Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита.
По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на:
Векселя, погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, т.е. векселя, погашаемые банком только через определенный срок от даты составления векселя или определенного числа.
Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место, обозначенное в графе “место платежа”, в любой филиал Тверьуниверсалбанка или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в случае их предъявления непосредственно в ТверьУниверсалБанк.
Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу, как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного процента – дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением срока погашения векселя.
Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств (КО), находящихся в свободном обращении, на векселя ТверьУниверсалБанка.
Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом расчета между юридическими лицами, во многих городах (в том числе и в Нижнем) существовала практика зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка. За протекшие два года вообще у многих сложился условный рефлекс: “Вексель? А-а, знаю, это Тверьуниверсалбанк!”
Что на самом деле произошло с Тверьуниверсалбанком – до сих пор загадка. Нервозная ситуация вокруг одного из крупнейших российских банков возникла сразу после первого тура президентских выборов. В середине июня 1996 появились слухи о том, что ТУБ финансирует предвыборную кампанию коммунистов, что повлекло за собой приток клиентов, желающих снять свои деньги со счетов. В результате возникли трудности с выплатой наличности. К началу июля в ТУБе стали возникать задержки в прохождении платежей и погашении векселей. Однако то, что слухи могли серьезно повлиять на ситуацию в одном из мощнейших банков страны, остается маловероятным.
С конца июня в ТУБе работала группа экспертов ЦБ, в функции которой входил тщательный анализ структуры активов и пассивов банка. Руководство банка пыталось объяснить временную приостановку в проведении операций деятельностью сотрудников ЦБ. Однако в начале июля Центральный банк разослал в коммерческие банки письма, содержавшие убедительную просьбу предоставить информацию об оборотах по счетам ТУБа. В письмах также содержалось предупреждение об ожидаемых задержках платежей при расчетах через этот банк. Действительно, все платежи через банк были полностью прекращены к 5 июля.
Реакция руководства ЦБ последовала незамедлительно. Уже на следующий день на основании заключения экспертной группы в ТУБе была введена временная администрация, а 19 июля 1996 председатель Центробанка подписал приказ об отзыве лицензии Тверьуниверсалбанка.
Распад ТУБанка был большим ударом по Российской экономике вообще (его векселя на общую сумму около 800 млрд. руб. для зачета неплатежей использовали более 2.5 тыс. предприятий) и по доверию к векселям в частности. Формально отзыв лицензии банка не означает прекращение оплаты им по своим векселям – все обязательства банка по отношению к векселедержателям сохраняют свою силу. Однако реальная ликвидность векселей ТУБанка практически равна нулю. Более того, имеет место следующее явление. Кредиторы ТверьУниверсалБанка покупают на вторичном рынке его векселя за 20-25% от номинала и предъявляют их в банк, который зачитывает эти векселя в счет долга уже по номиналу. Формальный способ получить деньги назад – через суд – наталкивается на непреодолимое препятствие: денег у банка на самом деле нет.