Максимилиан Волошин (Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин)
16 (28).V.1877 — 11.VIII.1932
Максимилиан Волошин — русский поэт-символист, художественный критик, художник-акварелист. Его предками по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской — обрусевшие немцы. Волошин родился в Киеве, учился в Феодосии и Москве, на юридическом факультете университета. Путешествовал по Памиру, Египту, Северной Африке; пешком по Европе — Германии, Швейцарии, Испании, вокруг Средиземного моря.
В 1901-1916 гг. жил в Париже, писал блестящие по остроте мысли и красоте стиля статьи:
1. Вместе с Е. Кругликовой занимался живописью в парижской мастерской Дж. Уистлера. В 1916 г. Волошин переехал в Коктебель (Крым), где его историческое мышление питалось следами древних цивилизаций скифов, греков, генуэзцев. Он отметил в автобиографии: «Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль… Я проходил по тропам Тамерлана… Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьева».
2. В построенном им самим «Доме поэта» Волошин занимался поэзией и теософией. М. Цветаева писала про Волошина, что ему «Было много тысяч лет… В его мастерской — огромная голова египетской царицы Таиах… Его собственное происхождение — Германия, стремления — на Восток, но …. головой, обернутой на Париж»
3. В акварельной живописи Волошин развивал тему и стиль «эпического» пейзажа Киммерии, впервые открытые К. Богаевским. Первый поэтический сборник Волошина был также иллюстрирован киммерийскими пейзажами Богаевского (1910). Волошин участвовал в выставках «Мира искусства», свои акварели он дополнял стихотворными надписями.
На его индивидуальный стиль оказали влияние французские импрессионисты и японское искусство, которое он изучал в Париже. Увлечение античностью, экзотикой Древнего Востока, теософией Р. Штайнера, сочеталось в Волошине с необычайной широтой мышления, космополитизмом в лучшем, духовном смысле этого слова. Э. Голлербах назвал Волошина «человеком большого стиля», но еще лучше характеризуют поэта его собственные, ставшие знаменитыми строки:
Все видеть, все понять,
все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Волошин писал о русском и французском искусстве, о живописи, театре, поэзии. Ему принадлежит первая монография о В. Сурикове, опубликованная только в 1985 г., статья о И. Репине, из-за которой он претерпел множество неприятностей, очерк об иконописи, незавершенная книга «Дух Готики» (1912-1913).
Универсальная одаренность, доброта, остроумие и колоритная внешность: «львиная грива — греческая голова… босиком… и… не хитон, а балахон» (Цветаева), сделали Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов «серебряного века». В «Коктебель к Волошину» съезжались многие поэты, философы, художники. «Из теста изваянный Зевс», — сказал про него В. Хлебников.
Первой женой Волошина в 1906-1907 гг. была художница и поэтесса М. Сабашникова. Похоронен Волошин, по его просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты. «Он был Посвященный… Может быть, когда-нибудь там, на коктебельской горе, где он лежит, еще окажется — неизвестно кем положенная — мантия розенкрейцеров».
4. А пока, по обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря.